Новости

«Такой ад у нас впервые»: как рестораторы оказались на грани краха из-за коронавируса

Пустые залы, повальные отмены бронирований, миллионные долги перед сотрудниками и поставщиками — в такую реальность погрузил коронавирус российских рестораторов

Image description

На дне

«Кто-то карабкается, кто-то уже откинулся. Все просто на дне. Многие рестораны тащили до прошлых выходных. Пятница, суббота и воскресенье — традиционно самые крупные по выручке дни, но и они из-за коронавируса ничего не принесли. Я думаю, сегодня-завтра мы не досчитаемся приличного количества заведений», — делится мрачными прогнозами Дмитрий Левицкий, президент ресторанного альянса «Реал», основатель консалтинговой Hurma Group. Левицкий — сам ресторатор: из пяти его заведений на грани закрытия одно (бар «Профсоюз»), остальные сократили время работы.

Из-за паники вокруг коронавируса люди действуют «абсолютно нелогично: бегут в супермаркеты, а в рестораны ходить боятся», рассуждает Сергей Миронов, руководитель агентства «РестКонсалт» и основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба»: «Абсолютно все на рынке находятся в минусе, и сейчас многим ресторанам проще закрыться. У большинства и прежде-то не было суперприбыли: нормальным считалось 6-7% по году. Сейчас же все ушли за грань рентабельности». Если правительство не окажет адекватных мер поддержки, около половины игроков уйдет с рынка, предсказывает Миронов.

Рестораны попали в казуистический капкан: официального предписания закрываться нет, зато есть настоятельная рекомендация от правительства Москвы и ВОЗ не выходить на улицу без крайней надобности, говорит ресторатор Тахир Холикбердиев. Из-за этого залы ресторанов пустуют, но аренду и зарплату сотрудникам рестораторы обязаны платить. В итоге самая страшная в мирное время мера — закрытие заведения — сегодня превратилась для предпринимателей в долгожданное благо. Власти реагируют на ситуацию пакетами мер — правда, бизнес называет их «каплей в море» и «крохами», не сравнимыми с тем, что делают для предпринимателей страны Европы. Так, в конце прошлой недели правительство России утвердило федеральный план поддержки предпринимателей, а 24 марта мэр Москвы Сергей Собянин озвучил пакет мер для столичного бизнеса. И те, и другие затрагивают ничтожно маленькую часть ресторанного сообщества — только тех, кто владеет помещениями или арендует их у города, отмечает Борис Зарьков, владелец ресторанной группы White Rabbit Family. Надежда Пак, соосновательница сети семейных кафе «Рецептор», вообще считает, что меры только усугубят ситуацию: «Сейчас мы не будем платить [некоторые виды налогов из-за каникул], а потом, когда только начнем выбираться из кризиса, придется заплатить в два раза больше. Нас это не спасет».

«Дичайшее падение. Самое страшное, что мы ничего не можем с этим сделать», — сокрушается Надежда Пак. Масштаб бедствия соосновательница сети семейных кафе «Рецептор» с мужем и партнером по бизнесу Александром Брайловским ощутила в начале прошлой недели: выручка за несколько дней обрушилась на 80% по сравнению с показателями предыдущей недели. Если одно кафе в будни приносило в среднем 60 000-80 000 рублей выручки, то теперь — всего 7000. «Рецептор» существует десять лет, но с «таким адом» основатели столкнулись впервые. Первое кафе они открыли в центре Москвы в 2010-м. Проект вырос из увлечения путешествиями: из каждой страны супруги привозили интересные рецепты. Прежде Надежда работала юристом, а Александр снимал рекламные ролики. Когда «Рецептор» встал на ноги, они решили полностью переключиться на бизнес. К концу 2018-го сеть насчитывала шесть заведений. За 2019-й Пак и Брайловский получили 120 млн рублей выручки. Прибыль — около 18 млн — покрыла убытки кафе в Одинцово: «Концепцию здорового семейного кафе без мяса и картошки-фри [там] не поняли». Точка в среднем теряла по 200 000 рублей в месяц. Несмотря на это, бизнес рос: помимо «Рецепторов», в 2018-2019 годах вместе с партнерами супруги открыли ресторан «Майкитай» в ТЦ «Авиапарк» и кофейню «КофеЦвет» на Покровке. «Майкитай» пострадал первым: выручка еще в январе упала с 80 000 до 24 000 рублей в день. Январь ресторан закрыл с убытком в 100 000 рублей, февраль — 600 000. «Только потому, что в названии есть слово «Китай». Когда вирус начал распространяться в КНР, все принялись бояться всего китайского», – объясняет Пак. Супруги решили «быстро переобуться» — поменять название на «Рецептор». Вопрос обсудили с ТЦ, но подготовить запрос не успели: «После выходных 14-15 марта мы поняли, что смена концепции не поможет, и отправили руководству [ТЦ] письмо с просьбой отменить арендные платежи. Нам отказали. Говорят, что это [кризис] предпринимательские риски». За неполный март «Майкитай» получил 700 000 рублей убытка. «Переговоры ведем с каждым арендатором вне зависимости от сферы деятельности: обсуждаем условия и принимаем решение о дальнейшей работе», — ответил на запрос Forbes представитель «Авиапарка».

Image description